Медицинское отделение ГУО «Санаторная школа-интернат для детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани г. Гомеля» в настоящее время является структурным подразделением учреждения здравоохранения «Гомельская центральная городская поликлиника» филиал №11
Основной задачей медицинских работников отделения является организация и оказание медицинской помощи детям в санаторной школе-интернате г.Гомеля.
В соответствии с основной задачей медицинский персонал в школе выполняет следующие функции:
- обеспечивает динамическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья учащихся как по основному заболеванию (идиопатический сколиоз, деформации позвоночника различной степени), так и по сопутствующей соматической патологии. Медицинское наблюдение за детьми осуществляется в соответствии с установленной схемой диспансеризации. Врачами-ортопедами, педиатром проводятся медицинские осмотры в сентябре и апреле учебного года, текущие медицинские осмотры врачей-ортопедов проходят в течение учебного года. Во время медицинских осмотров оценивается степень тяжести и течение основного заболевания (сколиотическая, кифотическая деформация позвоночника), наличие сопутствующей хронической соматической патологии, физическое развитие, степень биологической зрелости, группа здоровья, группа по физкультуре, показатели функционального состояния организма .
- оказывает первичную доврачебную, врачебную и неотложную медицинскую помощь, проводит ежедневный амбулаторный прием, освобождение от уроков лечебного плавания по медицинским показаниям;
- проводит работу по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, профилактическую работу с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом;
- совместно с администрацией школы участвует в разработке мер по снижению заболеваемости, травматизма и укреплению здоровья детей;
- совместно с администрацией школы, Центром гигиены и эпидемиологии г. Гомеля обеспечивает соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в школе, участвует в организации питания, проводит ежемесячный анализ питания и выполнения натуральных норм питания, проводит противоэпидемические мероприятия, периодические осмотры обучающихся на педикулез и заразные кожные заболевания;
- организует и проводит иммунопрофилактику и туберкулинодиагностику у детей: осмотры детей перед прививками, наблюдение за постпрививочными реакциями и осложнениями;
- ведет установленную медицинскую учетную и отчетную документацию.
В структуре отделения работают:- круглосуточный пост медицинской сестры;
- 2 палаты изолятора;
- кабинет массажа;
- кабинет физиотерапии;
- кабинет теплолечения;
- кабинет лечебной физкультуры.
Все кабинеты имеют необходимое медицинское оборудование и аппаратуру.
Фамилия, имя, отчество | Должность | Режим работы | Дежурство |
---|---|---|---|
Радикевич Владимир Владимирович | врач-травматолог-ортопед | 7.30-17.20 обед 12.00-12.30 | 4-я суббота месяца 10.00-12.00 |
Дорошкевич Сергей Витальевич | врач-травматолог-ортопед | 8.00-16.10 | 3-я суббота месяца 10.00-12.00 |
Третинников Максим Леонидович | врач-педиатр | 8.00-16.00 обед 12.30-13.00 | |
Маршина А.В | медицинская сестра по физиотерапии (терапевтического кабинета) | 8.00-18.10 обед 12.00-12.30 | 3-я суббота месяца |
Наркевич О.В. | медицинская сестра-массажист | 1-я смена 8.00-18.00 обед 12.00-12.30 2-я смена 10.00-20.00 обед 16.00-16.30 | |
Науменко Е.М. | медицинская сестра-массажист | 1-я смена
8.00-18.10 обед 12.00-12.30 2-я смена 10.00-20.00 обед 16.00-16.30 | |
Городний М.А. | техник-массажист | 8.00-15.30 обед 12.00-12.30 | |
Кожуховская Е.А. | медицинская сестра круглосуточного поста | посменно 8.00-20.00 20.00-8.00 | |
Костючкова И.В. | медицинская сестра круглосуточного поста | посменно
8.00-20.00 20.00-8.00 | |
Феськова Т.С. | медицинская сестра круглосуточного поста | посменно
8.00-20.00 20.00-8.00 | |
Шевякова Е.Д. | медицинская сестра круглосуточного поста | посменно
8.00-20.00 20.00-8.00 |
Со дня зарождения жизни на земле человечество стремится к красоте окружающего мира, делая всё новые открытия в этом направлении. Это – красивые дома, машины, одежда, дорогая косметика и даже дорогие лекарства в красивой упаковке. Но почему сегодня, в век прогресса, мы так мало знаем или не хотим знать, о состоянии своего здоровья, здоровья своих детей, о генетическом фоне, который создаёт предпосылки передачи признаков болезни по наследству, соглашаемся и не спешим с исправлением имеющихся дефектов, которые с возрастом становятся угрозой для жизни.
Одним из таких недугов у детей является сколиоз. Болезнь, известная людям с глубокой древности, которую врачи называют «крестом ортопедов», занимающая ведущее место в детской ортопедии и сегодня. Статистика показывает, что признаки заболевания проявляются уже с трёх лет, прогрессирует болезнь в период полового созревания, оставаясь угрожающей до 15-16 лет, то есть, до окончания окостенения скелета. При этом, наблюдается странная закономерность, – по статистике, недуг чаще поражает девочек, стараясь искривить, изуродовать человеческую красоту, олицетворением которой является именно женщина.
Да, болезнь хитрая и коварная, как бы усыпляет бдительность родителей из-за отсутствия болевого синдрома на протяжении всего периода роста ребёнка, что позволяет им оставаться беспечными, надеясь на принцип «авось пронесёт». Но, так ли безобидна эта беспечность?
Чтобы понять, необходимо разобраться в сущности этого коварного заболевания, которое не щадит, именно, детей, приводит к инвалидности, уродству, а в тяжёлых случаях, к раннему летальному исходу.
Так что же кроется за этими словами – сколиотическая болезнь? Это – боковое искривление позвоночника с нарушениями костной и соединительной ткани, сопровождающееся скручиванием (торсией), позвонков, что ведёт к образованию горба при грудной деформации и перекосу таза – при поясничной. Часто родители, полагаясь на свои «медицинские знания», игнорируют консультации специалистов, считая признаки сколиотической болезни, простым нарушением осанки, упуская то драгоценное время, которое в медицине считается – профилактикой.
Надо знать, что нарушение осанки – это отклонение от нормы физиологических изгибов в сагиттальной плоскости. Наиболее часто встречающиеся из них: кифоз грудного отдела позвоночника, сутулая и плоская спина, усиленный поясничный лордоз, которые также требуют своевременного лечения. Формируя навыки самоконтроля правильной осанки, вы создаёте «фундамент» для исправления деформации позвоночника. Ведь осанка является не просто эталоном красоты, а способствует нормальной жизнедеятельности всего организма. Поэтому так важно осознать, что сколиоз – это не просто косметический дефект, уродующий тело, а, значит, и внешний вид, который создаёт комплекс неполноценности на всю оставшуюся жизнь, не позволяет сделать выбор профессии соответственно своим способностям, устроить полноценную личную жизнь…
Вместе с тем, при выраженных и прогрессирующих формах сколиоза нарушается работа жизненно важных функций органов и систем организма, особенно, дыхательной и сердечно-сосудистой.
Позвоночник - единственная опора верхней части тела, - передавая нагрузку (через таз) на нижние конечности, в вертикальном положении удерживается напряжением окружающих связок и мышц. Для осанки особенно важно состояние мышц-разгибателей спины, расположенных (в виде мышечных валиков) вдоль позвоночника справа и слева. Наибольшую нагрузку в вертикальном положении испытывает поясничный отдел, который наряду с шейным является и наиболее подвижной частью позвоночника.
При ходьбе позвоночник чуть наклонен вперед (вследствие чего слегка уменьшается поясничный лордоз и увеличивается грудной кифоз), форма его постоянно и плавно меняется, он совершает небольшие, но довольно сложные движения (в переднезаднем и боковых направлениях, с поворотами относительно таза в пределах 3 градусов). Происходит смена опоры при переносе ноги, при этом при опоре на правую ногу таз вращается влево, а грудной отдел позвоночника - вправо, вследствие чего больше напряжены мышцы - правые, средняя и малая ягодичные, левый выпрямитель спины. Напряжение мышц боковых поверхностей туловища, регулирующих его повороты, примерно одинаково.
При сколиозе нарушения вначале отмечаются в межпозвонковых дисках, что приводит к их сужению и поражению студенистого ядра, формируется дуга искривления. В дальнейшем появляется асимметрия развития позвоночника, приводящая к скручиванию его вокруг вертикальной оси, образованию клиновидной формы. С развитием дуги искривления создаются условия для формирования расположенных выше и ниже её компесанторных дуг противоискривления для поддержания вертикального положения позвоночника.
Нарушается симметрия напряжения мышц спины: в непринужденной позе, особенно при удержании тяжести в одной руке, отмечается более напряженное состояние мышц на выпуклой стороне искривления, что приводит к их перерастяжению и ослаблению, а на вогнутой стороне - к спазмированию (укорочению).
Известны следующие типы сколиоза (согласно Фридману и Понсетти) с различным расположением вершины дуги искривления:
• на уровне 3-4 грудных позвонков (верхнегрудной сколиоз);
• на уровне 8-9 грудных позвонков (грудной сколиоз);
• на уровне 11-12 грудных и 1-го поясничного (грудопоясничный);
• на уровне 2 и 3-го поясничных (поясничный сколиоз),
• наконец, комбинированный сколиоз - с грудной и поясничной дугами, в которых одинакова степень торсии и равноценные дуги искривления.
Вот наиболее характерные признаки сколиоза. Для больного сколиозом характерен небольшой наклон головы в сторону выпуклости искривления (дуги) позвоночника в грудном отделе, таз же смещается в противоположную сторону. Надплечье и лопатка при этом приподняты со стороны выпуклости дуги и часто отходят от туловища («крыловидные лопатки»). Остистые отростки позвонков отклонены от средней линии спины в сторону искривления.
Ноги максимально разогнуты в коленях и слегка наклонены вперед, треугольники талии сглажены, углубление более выражено со стороны вогнутости дуги. Имеется реберное выбухание (чаще при грудном и верхнегрудном сколиозе), в поясничном отделе выражен мышечный валик вдоль позвоночника со стороны выпуклости дуги искривления (при поясничном и грудопоясничном сколиозе). Появляется асимметрия в положении сосков молочных желез, смещается пупок (со средней линии живота), нередки боли в спине.
Важно отметить, что специфика сколиоза заключается в том, что это детская болезнь, то есть во взрослом возрасте исправить уже ничего нельзя.
Как выявить основные признаки сколиоза. Чтобы выявить торсию позвоночника, следует осмотреть ребенка спереди (для обнаружения верхнегрудного типа сколиоза) и сзади (других типов искривления), в положении стоя, при этом свет должен падать на обнаженное тело сзади. Следует учитывать, что у детей с повышенной упитанностью или хорошо развитой мускулатурой деформация кажется менее выраженной.
При осмотре ребенок должен наклониться вперед, не сгибая ног, со свободно опущенными головой и руками. Так выявляется наличие на выпуклой стороне дуги искривления реберного выбухания (при верхнегрудном и грудном типах сколиоза) или выраженного мышечного валика в поясничной области (при грудопоясничном и поясничном типах сколиоза). Для начальной стадии грудопоясничного сколиоза характерна контрактура (укорочение) подвздошно-поясничной мышцы на стороне, противоположной выпуклости дуги искривления позвоночника.
Что влияет на прогрессирование болезни. Развитие сколиоза объясняется ныне нарушениями обмена веществ в соединительной ткани (диспластические явления) опорно-двигательного аппарата. Не случайно у больных часто отмечаются и такие проявления, как дисплазия тазобедренных суставов, плоскостопие.
К основным факторам относятся: раннее проявление (чем раньше начались проявления сколиоза, тем выше вероятность его прогрессирования); период усиленного роста (полового созревания); выраженная торсия позвоночника (более 10°); нестабильный позвоночник; контрактура (укорочение) подвздошно-поясничной мышцы; частые сопутствующие заболевания, ведущие к ослаблению организма; наличие других признаков диспластических явлений (в тазобедренных суставах, плоскостопие, сросшиеся позвонки и другие врожденные аномалии). Верхнегрудной и грудной типы сколиоза отличаются более осложненным течением.
Нестабильный позвоночник характерен чрезмерной подвижностью (особенно в поясничном отделе), выходящей за пределы физиологической границы. Степень стабильности зависит от состояния связок и мышц, окружающих позвоночник. Если она снижена, позвоночник сильно деформируется в вертикальном положении и выравнивается в горизонтальном, поэтому в течении дня важна неоднократная разгрузка позвоночника.
I степень
От 5 до 10 градусов
Клинически определяется небольшая асимметрия частей туловища: лопаток, надплечий, треугольников талии.
II степень
От 11 до 25 градусов
Выраженная асимметрия частей туловища, появляется отклонение корпуса в сторону. Торсионные изменения (поворот позвонков) ярко выражены не только рентгенологически, но и клинически, имеет место реберное выбухание, четко определяется мышечный валик.
III степень
От 26 до 40 градусов
На спине образуется характерный реберный горб. Параллельно ослабевает мускулатура торса. Все изменения носят стойкий характер.
IV степень
41 градус и более
Ярко выражен передний и задний реберные горбы, деформация грудной клетки. Выраженная торсия с тенденцией к ещё большему развороту позвонков. Наблюдается нарушение функций органов грудной клетки и всего организма в целом.
Асимметрия тела, характерная для сколиоза, провоцирует ухудшение работы сердца, головные боли, проблемы с желудочно-кишечным трактом, повышенную утомляемость. Резко ограничивается и общая подвижность позвоночника, которая приводит к снижению качества жизни.
Точный диагноз при сколиозе можно установить только после рентгенографии.
Рентгеновские лучи относятся к особому виду электромагнитных колебаний, которые создаются в трубке рентгеновского аппарата во время торможения электронов. Рентген обладает высокой проникающей способностью. Рентгеновские лучи успешно проходят сквозь различные ткани человеческого организма. Фотохимическое воздействие лучей рентгена на пленку позволяет создать информативные, с диагностической точки зрения, снимки.
На снимках лучше всего видны кости ярко-белого цвета. Это связано с тем, что плотная костная ткань больше всего поглощает рентгеновские лучи.
Облучение при одном рентгеновском снимке равно облучению, которое получает человек при полете на самолете. Вреда от 4-5 рентгеновских снимков не будет.
В современных рентгеновских аппаратах используется защита от общего облучения, и лучевая нагрузка на организм минимальна.
1. Правила внутреннего распорядка (далее правила) разработаны на основании статьи 43 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 года “О здравоохранении” в редакции Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 года (национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002г. №10,г/840; 2008г., №159,г/1460) (далее – Закон), постановления МЗ РБ от 22.12.2008 г.№231, определяют права и обязанности учащихся находящихся на лечении в медицинском отделении и их родителей, осуществление выдачи справок, выписок из медицинской документации.
2. При поступлении в санаторную школу-интернат на учащегося оформляется медицинская документация в соответствии с требованиями, установленными Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
3. Медицинская документация учащегося, хранится в отделении и выдаче на руки не подлежит (статья 25 закона Республики Беларусь “О национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь”).
4. При необходимости родитель или законный представитель учащегося может ознакомиться с его медицинской документацией в отделении, в пресутствии медицинского работника.
5. Выдача информации из медицинской документации является административной процедурой и представляется в виде выписки (Указ Президента РБ от 25.04.2010г. № 200 в редакции “Об административных процедурах, организациями по заявлению”).
6. Оказание медицинской помощи учащимся осуществляется на основании клинических протоколов.
7. В отделении оказывается как специализированная, так и первичная медицинская помощь. В случае необходимости учащиеся направляются для получения медицинской помощи в другие организации здравоохранения в порядке определенном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
8. Порядок обеспечения пациентов лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения определяется согласно действующим нормативным документам.
9. Условием оказания медицинской помощи учащемуся является наличие предварительного согласия родителей или его законных представителей.
10. Согласие на простое медицинское вмешательство дается устно.
11. Обязательным условием проведения иммунизации, рентгенологического обследования, оказания корсетного лечения является наличие предварительного письменного согласия родителей или законных представителей учащегося.
12. Информация о состоянии здоровья учащегося предоставляется лечащим врачом родителям (или законным представителям). Информация о состоянии здоровья учащегося, диагнозе, прогнозе заболевания, результатах лечения и обследования и т.д. составляют врачебную тайну. Данную информацию без согласия родителей (или законных представителей) учащегося возможно предоставлять по запросу Министерства здравоохранения РБ, УЗО, организаций здравоохранения, органов уголовного преследования и суда (статья 46 Закона).
13. Порядок выдачи справок, выписок и медицинской документации осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010г. №200 в редакции “Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан”.
14. При возникновении конфликтных ситуаций родители или законные представители ребенка вправе обратиться к руководству филиала, а также в вышестоящие инстанции (информация размещена на стенде).
Родители (или законные представители) учащегося находящегося на лечении в медицинсом отделении имеют право на:
1. Участие в выборе методов оказания медицинской помощи и специализированного лечения.
2. Уважительное и гуманное отношение со стороны работников медицинского отделения.
3. Получение в доступной форме информации о состоянии здоровья ребенка, применяемых методах лечения, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в лечении ребенка.
4. Выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии здоровья учащегося.
5. Отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Родители (или законные представители) учащегося находящегося на лечении в медицинском отделении обязаны:
1. Выполнять рекомендации медициских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи.
2. Информировать медицинских работников о ранее выявленных медицинских противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваний, об обращении за медицинской помощью, а также об изменениях в состоянии здоровья учащегося.
3. Своевременно (в день приезда) предоставлять справку о перенесенном заболевании с печатью лечащего врача и учреждения здравоохранения в котором лечился учащийся.
4. При наличии у ребенка отсутствующей паталогии, требующей дополнительного, постоянного или длительного приема препаратов предоставить врачу педиатру медицинское заключение о диагнозе и необходимом лечении. На бланке с печатью лечебного учреждения и личной подписью и печатью лечащего врача.
5. Отдавать на хранение в медицинский кабинет, дежурной медицинской сестре все лекарственные и дезинфицирующие средства.
6. Систематически и в назначенное время посещать физиотерапевтические процедуры и массаж.
7. Выполнять назначения врача-педиатра и ортопеда строго по назначению и согласно графику отпуска процедур в медицинском кабинете.
8. Уважительно относится к медицинскому персоналу отделения.
9. Соблюдать правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу организации здравоохранения.
ортопедический режим
физическая реабилитация
физиотерапевтическое лечение и рефлексотерапия
лечебное плавание
корсетное лечение
парафинолечение и озокеритолечение
рациональное питание
консультирование
доврачебная помощь
психологическое сопровождение
ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Сколиоз – заболевание, характеризующееся боковым искривлением позвоночника, с одновременной торсией позвонков, т.е. поворотом их вокруг своей оси. Это тяжелое и серьезное заболевание, при котором прямо или косвенно страдают все органы и системы. В зависимости от выраженности деформации позвоночников различают четыре степени тяжести заболевания. В комплексе лечения больных сколиозом немаловажная роль принадлежит соблюдению ортопедического режима.
Ортопедический режим включает в себя следующие моменты:
1. Сочетание учебных занятий с лечебными процедурами.
2. Элементы физического труда и самообслуживающий труд.
3. Чередование труда и отдыха.
4. Учебные занятия и самоподготовка.
5. Подвижные игры.
6. Время культурного досуга.
7. Занятия, лежа на специальных лечебных кушетках.
8. Сон на жесткой постели.
9. Пользование протезно-ортопедическими изделиями (корсет, супинаторы, коски).
Учитывая, что при 1-2 ст. сколиоза течение заболевания является более благоприятным, ортопедический режим для таких детей менее ограничен.
Рекомендуется:
1. Лечебное плавание.
2. Лечебная физкультура.
3. Подвижные игры с элементами волейбола и баскетбола.
4. Ходьба на лыжах.
5. Стрельба из лука.
6. Прогулки на свежем воздухе.
7. Закаливание.
8. Физкультура (без сдачи нормативов), ритмика (2-5 кл.).
9. Массаж, горячее укутывание, стимуляция мышц.
10. Здоровое питание.
11. Разгрузка позвоночника на ортопедической кушетке.
Запрещается:
1. Спортивные игры (футбол, волейбол и др.).
2. Занятия легкой атлетикой.
3. Занятия тяжелой атлетикой.
4. Ношение тяжести более 3-х кг.
5. Быстрый бег и прыжки.
6. Игры со скакалкой.
7. Катание с крутых горок.
8. Катание на коньках и др. игры, ведущие к увеличению мобильности позвоночника.
Прогноз в плане лечения прогрессирующей формы 1-2 ст. сколиоза менее благоприятен.
При 3 и 4 ст. сколиоза происходят грубые изменения в позвоночнике, изменяются сами позвонки по форме, смещаются межпозвонковые диски, подвергаются дегенеративным изменениям мышцы и связки. Значительно выражены изменения со стороны внутренних органов. Особенно в дыхательной системе и органах кровообращения. Нередко 3-4 ст. сколиоза ведут к инвалидности. Учитывая, что 3-4 ст. являются самыми тяжелыми в лечении сколиоза, для них ортопедический режим очень строгий, индивидуальный. Таким детям показано дополнительно корсетное лечение и факультативные занятия по ЛФК.
Рекомендуется:
1. Занятия лечебной физкультурой.
2. Лечебное плавание.
3. Адаптивная физкультура (без сдачи нормативов), ритмика (2-5 классы).
4. Прогулки на свежем воздухе.
5. Закаливание.
6. Массаж, горячее укутывание, стимуляция мышц.
7. Корсетное лечение.
8. Хирургическое лечение (по показаниям).
Запрещается:
Помимо перечисленных для сколиоза 1-2 ст. все виды физических нагрузок и спортивных игр, ведущих к микротравмам позвоночника и растягиванию связочного аппарата (пионербол, бадминтон, теннис), ношение всех видов тяжести.
AI Website Generator