Памятка родителям 
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
        Родители должны знать, где находится и с кем общается ребёнок, в том числе -  в Интернете.
        Научите ребёнка видеть ложь и опасность, не доверять посторонним, чётко говорить "нет" на предложения или действия, которые пугают, смущают, могут причинить вред.
        Убедите , что призыв о помощи - не трусость, а защита и спасение!    
        О домогательствах, связанных с ними угрозах или шантаже надо немедленно сообщить по телефону "102" или ближайшему милиционеру, педагогу, родителю либо другому взрослому, не вызывающему подозрений.
        Найти иную полезную информацию и получить консультацию по данному вопросу можно на сайте POMOGUT.BY (раздел kids.pomogut.by)


 УВД Гомельского облисполкома с 06 по 31 мая 2023 на территории области проведет комплекс мероприятий по профилактике педофилии, обороту детской порнографии. Они направлены на противодействие преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, а также обороту детской порнографии. Основная цель - мероприятия - побудить население незамедлительно сообщать в милицию и совершении сексуальных действий в отношении детей. это поможет сотрудникам правоохранительных органов своевременно принимать меры реагирования.
Комплекс мероприятий предусматривает совместную работу со всеми заинтересованными субъектами профилактики. В частности, с представителями образования, здравоохранения, а также общественными объединениями. Специалистов обучат механизмам раннего выявления фактов педофилии, иного противоправного поведения, а также основным аспектам безопасного нахождения детей в сети Интернет. Кроме того, предусматривается широкая информационная работа в социальных сетях, мессенджерах и СМИ для охвата различных слоев населения.


Бесплатная горячая линии для пострадавших
от домашнего насилия в Беларуси
8-017-317-32-32

Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию насилия в семье:
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».
10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».
11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).
12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».
16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).
17. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 18 июня 2008 г., № 43/210/112/121/57 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г., № 18».
18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 28 июля 2004 г., № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».

Что понимается под насилием в семье?
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:
• умышленное причинение телесного повреждения;
• оскорбление;
• мелкое хулиганство.

Причины насилия в семье
Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:
• распространение в обществе деструктивного поведения (в т. ч. алкоголизма, наркомании);
• стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится — слюбится» и т. д.;
• влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;
• убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;
• традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;
• географические, экономические, политические факторы.
Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:
•• копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;
•• недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;
•• генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;
•• желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;
•• низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;
•• алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывав под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;
•• сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;
•• отклонения в психическом здоровье;
•• низкий образовательный и культурный уровень;
•• неудовлетворенность семейной жизнью.

Механизм возникновения домашнего насилия
Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления:
Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя. Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, агрессор заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватым перед ним человеком. Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже не знает, где истина. При этом агрессор старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой. 


Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)
Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:
— Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;
— Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
— Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;
— Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;
— Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
— Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;
— Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
— Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;
— Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
— Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
— Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
— Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
— Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).
— В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.

Насилие в семье – куда обращаться?
Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда. Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальных центрах социального обслуживания населения создается «кризисная» комната. «Кризисная» комната — специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.
Режим работы «кризисной» комнаты — круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).
Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.
В период пребывания в «кризисной» комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания в «кризисной» комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.
Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.
За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.
В случае экстренной необходимости в получении услуги временного приюта, и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуги оказываются на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления.
Услуга предоставляется бесплатно.

ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ
В медицинские учреждения
по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
В правоохранительные органы
по телефону 102 (круглосуточно). Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».

Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких. 

Насилие начинается с того, что Ваш обидчик ограничивает Ваше пространство, агрессивно ведёт себя, унижает Вас, старается понизить Вашу самооценку. Крик, унижения, побои – это не проявление любви, это насилие. Вы не виноваты в этом. Определить первые признаки насилия и заявить об этом, поможет Вам покончить с этой ситуацией.

Домашнее насилие - это целый процесс, а не просто отдельный случай агрессии. Знать, как начинается домашнее насилие, как оно протекает и даже как растёт со временем, поможет Вам понять и объяснить ситуации, которые раньше тебе казались странными и непонятными. Если Ваш муж (или бывший муж, Ваш молодой человек или бывший молодой человек, Ваш близкий человек и т.д.) угрожал Вам, или каким-либо образом издевался над Вами, значит, Вы жертва домашнего насилия.

Если у Вас есть дети, они тоже являются жертвами домашнего насилия, потому что являются свидетелями всего этого, а зачастую и жертвами побоев и обид, что негативно сказывается на их психологическом, физическом и эмоциональном развитии.

Физическое насилие: это любое силовое действие, принятое против партнера или близкого человека, результатом которого являются физические повреждения или вред. Данные действия могут быть выполнены партнером, будь то муж, бывший муж, или кто-либо другой человек, который состоял или состоит с ней в близких отношениях, даже если они не живут вместе. Также считается актом физического домашнего насилия действия против женщины, выполненные мужчинами из семейного круга, коллегами по работе, знакомыми или друзьями.

Психологическое насилие: любое поведение партнера, которое причиняет страдание второй половине: вербальная или невербальная обида, угрозы, унижение, обзывания, подчинение, ограничения передвижения, вызывание чувства вины, ограничение свободы.

Экономическое насилие: намеренное и легально необоснованное ограничение доступа партнера к средствам, необходимым для её психологического и физического благосостояния или благосостояния её детей. Так же признано экономическим насилием ограничение доступа женщины или детей к общим материальным средствам в браке или при сожительстве.

Сексуальное насилие: любое действие сексуального характера причинённое женщине без её на то согласия, с использованием угроз, силы. Так же включает в себя любой носильный половой акт, независимо от того, в каких отношениях состоит агрессор с жертвой, будь-то любовные отношения, родственные или дружеские.

Фазы цикла домашнего насилия:
Фаза напряжения:
на этом этапе Ваш обидчик накапливает злость, и вдруг неожиданно у него меняется настроение, начинает агрессивно вести себя. Как бы Вы не старались успокоить его, он всё больше и больше впадает в гнев.
Фаза взрыва насилия и агрессии: на этом этапе происходит взрыв агрессии и насилия, он начинает Вас бить, обзывать, угрожать Вам, и всячески насиловать физически, психологически или сексуально Вас или Ваших детей.
Фаза раскаяния или «медовый месяц»: на этом этапе твой обидчик раскаивается и просит у Вас прощения, ищет объяснения своему поведению, обещает больше так не вести себя, делает Вам подарки, демонстрирует насколько Вы и семья ему дороги, уверяет, что изменится к лучшему и даже может начать лечение своей агрессивности. Цель всего этого-это продолжать отношения с Вами.
Все фазы повторятся вновь и вновь, но в конечном итоге останется только одна фаза: фаза взрыва насилия и агрессии. В процессе домашнего насилия проявление агрессии будет происходить всё чаще и чаще, и агрессия будет всё сильнее и сильнее, каждый раз более опасной для тебя и для твоих детей. Вы можете остановить этот процесс, только если поймёте, в какой ситуации Вы находитесь и обратитесь за помощью к специалистам. Уйти от агрессора это единственный способ начать строить жизнь без насилия. Цель Вашего обидчика – контролировать Вас, подчинить Вас, управлять Вами, и всё, что препятствует этому, будет вызывать в нём агрессию и провоцировать насилие. Поймите важность этой ситуации! Есть люди, готовые Вам помочь избежать дальнейшего насилия. Вы не одни!

Несколько советов по обеспечению собственной безопасности: 
1. Если спора не избежать, постарайтесь в это время находиться в помещении, из которого в случае необходимости можно легко выйти старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы).      
2. Договоритесь с соседями, чтобы они вызывали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры.          
3. Приготовьте запасные ключи от дома (машины) и держите их так, чтобы в случае опасности можно было срочно покинуть дом и тем самым спасти свою жизнь или избежать новых побоев и оскорблений. 
4. С той же самой целью спрячьте в безопасном, но доступном для Вас месте книжку с номерами необходимых телефонов, паспорт, свидетельство о браке, документы детей, другие важные бумаги, одежду и белье на первое время, нужные лекарства, а также деньги – сколько сможете. 
5. Заранее договоритесь с друзьями и родственниками о том, что в случае опасности они предоставят Вам временное убежище. 
6. Сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашел Вас (спрячьте все записи и адреса, которые могут подсказать, где Вы находитесь: записные книжки, конверты с адресами, номера телефонов). 
7. Заранее решите, что из ценных, необходимых или просто дорогих Вам вещей Вы возьмете с собой. В случае острой необходимости некоторые из них можно будет продать или отдать в залог, а без других Вы никак не сможете обойтись. 
8. При критической ситуации незамедлительно покидайте дом, словно при пожаре, даже если Вам не удалось взять все, что нужно.

Кроме организации самопомощи, пострадавшие от домашнего насилия могут обращаться в государственные и общественные организации.

16 апреля 2014 года вступил в законную силу новый Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

В соответствии со ст. 26 вышеуказанного Закона органы внутренних дел выносят официальные предупреждения лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение административных правонарушений в отношении членов семьи или в отношении которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу по ряду основаниям, предусмотренным п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, либо об освобождении от уголовной ответственности в соответствии со статьями 88, 89 Уголовного кодекса Республики Беларусь за совершение по отношению к члену семьи деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного статьями 140, 141, 143, 145, 146, 148 — 154, 166 — 171-1, 183, 186, 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

В случае если в течение года после вынесения официального предупреждения, лицо будет привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по отношении к члену семьи, оно ставится на профилактический учет в органы внутренних дел, а также ему может быть вынесено защитное предписание. За 11 месяцев 2018 года отделом внутренних дел Кобринского райисполкома осуществляется профилактический учет в отношении 98 граждан, склонных к домашнему насилию, семейным дебоширам вынесено 117 защитных предписаний, которые обязывали гражданина покинуть общее с пострадавшим от домашнего насилия жилое помещение.

Когда насильственные действия совершаются над потерпевшим систематически, равно как и если они были совершены однажды, но рассчитаны на причинение особенно мучительной боли, физических или психических страданий своей жертве, виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности по части 1 статьи 154 Уголовного кодекса Республики Беларусь (истязание), за что предусмотрен арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок.

Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении, судом может быть применено наказание в виде ограничения свободы на срок от одного года до трех лет или лишения свободы на срок от одного года до пяти лет со штрафом или без штрафа.

В случаях, когда пострадавшее лицо ощущало реальную угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, будет принято решение о привлечении виновного к уголовной ответственности по статье 186 УК Республики Беларусь, по которой предусмотрены наказания в виде общественных работ, штрафа, или исправительных работ на срок до одного года, или лишение свободы на тот же срок.

Если вы стали жертвой правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, либо вам причинены телесные повреждения членом семьи, отдел внутренних дел рекомендует незамедлительно обратиться в орган внутренних дел по месту жительства, где будет выдано направление для прохождения судебно-медицинской экспертизы с целью установления степени тяжести телесных повреждений.

В случае причинения легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, свои права вы можете защитить в частном порядке путем подачи заявления в суд о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по статье 153 УК Республики Беларусь. И в этом случае к правонарушителю может быть применено наказание в виде общественных работ, или штрафа, или же исправительных работ на срок до одного года, или арест.

В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь №122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» к лицу, допускающему насилие в отношении членов семьи, возможно применение такой меры, как запрет нахождения от 3 до 30 суток по месту постоянного проживания с вынесением виновному лицу защитного предписания.

Защитное предписание – установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий:
– предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина, пострадавшего от насилия в семье, если этот гражданин находится в месте, неизвестном тому, кто совершил насилие;
– посещать места нахождения гражданина, пострадавшего от насилия в семье, если этот гражданин временно находится не по месту совместного проживания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;
– общаться с гражданином, пострадавшим от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием компьютерной сети Интернет;
– временно покинуть общее с гражданином, пострадавшим от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Нарушение требований защитного предписания влечет за собой ответственность, предусмотренную ч.2 ст. 9.1 КоАП РБ (нарушение защитного предписания), за что виновный может быть наказан штрафом в размере до десяти базовых величин, либо в отношении него может быть наложено административное взыскание в виде административного ареста.

Каждый человек, испытывающий домашнее насилие, должен иметь свой план действий, чтобы справиться с проявлениями насилия. Несколько советов по обеспечению своей безопасности.

Если спора не избежать, постарайтесь выбрать для него комнату, из которой можно в случае необходимости легко выйти. Старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы.

Договоритесь с соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из вашей квартиры.
Приготовьте запасные ключи от дома (машины) и держите их так, чтобы в случае опасности, можно было срочно покинуть дом – и тем самым спасти свою жизнь или избежать новых побоев и оскорблений.
С той же самой целью спрячьте в безопасном, но доступном для вас месте книжку с номерами необходимых телефонов, паспорт, свидетельство о браке, документы детей, другие важные бумаги, одежду и белье на первое время, нужные лекарства, а также деньги – сколько сможете.
Заранее договоритесь с друзьями и родственниками о том, то в случае опасности они предоставят вам временное убежище.
Сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашел вас. Спрячьте все записки и адреса, которые могут подсказать, где вы: записные книжки, конверты с адресами, номера телефонов.
При критической ситуации покидайте дом.
При первой же возможности обратитесь в милицию по телефону «102».

Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас – обратитесь за помощью! Насилие в семье можно остановить!

По фактам совершения насилия в семье вы можете обратиться за помощью:

в правоохранительные органы. Если вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, либо вам известны факты домашнего насилия, вы можете обратиться по телефону 102.

Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
 
Стратегии предупреждения насилия
- Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
- Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
- Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
- Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
- Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
- Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
- Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
 
Чем заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание.
 
К ребенку относятся жестоко, если используют:

• угрозы бросить его,
• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам,
• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным.
 
Исключите проявления жестокости из своего обихода. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом»; «Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглянетесь назад, почему вы не приступите к ревизии вашего собственного поведения?»
(А.С. Макаренко).

Проявления эмоционального и психологического насилия 
- запугивание ребенка:
- ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,
- используют для запугивания свой рост, возраст,
- на него кричат,
- угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
- использование силы общественных институтов – религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
- использование изоляции – контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если
 • унижают его достоинство, 
 • используют обидные прозвища,
 • используют его в качестве доверенного лица,
 • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
 • ребенка стыдят,
 • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)  

Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.

 

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.
Все это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».
Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.
Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.
Буллинг как один из видов насилия
Что такое буллинг
Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.
Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.
Разновидности травли
Какие существуют виды буллинга?
• физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
• вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
• социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
• экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
• кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.
Школьный буллинг сегодня
В чем особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.
И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.
Скулшутинг как итог буллинга
Еще одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой.
Случаи страшные, случаи вопиющие. Но еще страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.
Причины и мотивы буллинга
Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?
Причин на самом деле много. Разделим их на группы:
• педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
• психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
• социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
• семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).
К мотивам буллинга можно отнести:
• зависть;
• месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
• самоутверждение в коллективе;
• стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
• желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?
Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:
• ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
• возвращается из школы подавленный;
• часто плачет без очевидной причины;
• ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
• нарушение сна и аппетита;
• синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.
Кто участвует в травле?
В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.
Жертва
Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:
• с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
• неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
• с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
• с низким интеллектом и проблемами в учебе;
• «любимчики» учителей или наоборот изгои.
Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.
Агрессор
Потенциальный буллер – это человек:
• с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
• стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
• агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
• чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.
Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.
Наблюдатели
Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.
1. Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.
Влияние буллинга на его участников и последствия
Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.
Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.
1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.
Как бороться с буллингом в школе?
Что делать ребёнку – жертве травли?
Теперь хочется обратиться к детям:
1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.
Как вести себя родителям?
А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.
Первый и самый главный пункт – снять с ребенка чувство вины!
Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
1. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
4. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
5. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
6. В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Профилактика школьного буллинга
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Уважаемые педагоги! Вы не имеете права не знать, что происходит с Вашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматриваете личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны. Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями – не оставайтесь равнодушными!
Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.
Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.
Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.
И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать…. 

 Любые проявления насилия у подростков – признак глубокого душевного неблагополучия. «В семье насилия без причин не бывает!» – подчеркивают эксперты. Если подросток грубит, хамит или пускает в ход руки, значит, он убежден в том, что сам является жертвой насилия – в действительности или в собственной фантазии. Возможно, родители просто не дали ребенку достаточно пространства, чтобы он мог почувствовать свою автономность, и подросток бунтует против таких ограничений, воспринимая их как вторжение на свою территорию. Его агрессия – это, безусловно, ответная реакция.
Что делать, если подросток начинает кричать, бить кулаком по стене, бросать на пол предметы? Как реагировать, чтобы помочь ему снять напряжение и избежать опасности? По мнению психологов, «во время ссоры не стоит подходить к нему или к ней ближе чем на длину вытянутой руки. Лучше оставаться на расстоянии двух метров: так вы показываете подростку, что уважаете его личную территорию. Если в конфликтной ситуации перейти эту границу, он может непроизвольно воспринять это как проявление агрессии и соответственно отреагировать.
Еще один совет: напряженный разговор лучше не вести на кухне, где под рукой могут оказаться кухонные инструменты или кипяток. Чтобы разрядить обстановку, пользуйтесь языком тела. «Когда мы спорим, мы рефлекторно поднимаемся с места, выпрямляемся во весь рост. Во время агрессивной сцены родителям лучше, наоборот, первыми сесть. Это действие станет предложением к перемирию, сигналом успокоиться – ведь когда мы сидим, мы не можем драться». Чего делать точно не стоит? Смотреть во время ссоры подростку в глаза и требовать от него того же. Прямой взгляд воспринимается как агрессия. Именно поэтому многие тинейджеры прячутся за капюшоном, закрывают лицо прядями волос. Они не хотят, чтобы их «раскусили». Если вы чувствуете, что раздражаетесь, просто отведите взгляд в сторону. Не мешайте подростку выйти из комнаты, чтобы успокоиться. Вы сможете продолжить разговор в другой раз. Не обвиняйте, если хотите что-то прояснить, задавайте ясные вопросы. Будьте искренни и открыты. Но если подросток все же станет выражать свою агрессию в действии – попытается толкнуть или схватить за руку, необходимо действовать. «Надо четко и твердо ему объяснить, что он вышел за пределы дозволенного и вы этого не потерпите. Обсудите это с ним позднее, когда он успокоится. В таких случаях стоит как можно скорее обратиться к специалисту (психотерапевту, психологу), чтобы насилие не стало привычным языком общения в семье.

Решиться на консультацию
Многие матери долго не обращаются за помощью, пытаясь убедить себя: ситуация трудная, но не безвыходная. Пора обратиться к психологу, если вы чувствуете, что не в силах справиться с ситуацией, что проблемы подростка занимают в вашей жизни слишком много места и вы не знаете, что дальше делать. Возможно, чтобы найти того, кто действительно сможет вам помочь, понадобится встретиться с нескольким специалистами. При этом не стоит спешить: то, что может вам показаться неудачей, шагом назад, на самом деле важный элемент процесса терапии. И всегда нужно помнить, что дети – не податливая глина в наших руках, а полноправные личности, самостоятельные люди, которым суждено строить жизнь отдельно от нас. 

Адрес:
Гомель, 246030
микрорайон Костюковка,
улица Ульяны Громовой 1


Контакты:
Email: priemnaya@shint.by
тел/факс: 8 0232 96 37 27

Offline Website Software